Критическое мышление — это способ мышления,
позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать
обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а
также принимать решения в условиях неопределенности.
Люди, имеющие развитое критическое мышление, ставят идеи и факты под сомнение, вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий.
Принципы критического мышления:
- Ничего не принимайте на веру.
- Учитывайте мотив поступка/позиции.
- Проводите собственное исследование.
- Задавайте вопросы.
- Разбивайте большой массив информации на меньшие части.
- Не считайте, что вы всегда правы.
- Не бойтесь ошибаться.
Как же развить критическое мышление? В этом помогут простые подсказки
I. Для начала необходимо проанализировать информацию, интерпретировать данные/ Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией. Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?
II. Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, т.к. он легко находит логические ошибки и несоответствия в рассуждениях. Воспользуйтесь простым алгоритмом критических вопросов: а)понятен ли предмет обсуждения? б)нет ли подмены темы или умышленных переключений? в) не сужается или не расширяется ли тема? г)все ли аргументы можно назвать правдивыми? д)все ли доводы раскрыты и доказаны? е) нет ли противоречий? ё)Есть ли четкая причинно-следственная связь?
III. Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — их объяснить и обосновать своему оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления. Убеждать должны всесторонне доказанные и раскрытые доводы.
IV. Человек может в теории отлично анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения в практику и решать реальные практические кейсы. Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.
Подготовила Анастасия Алексина, практический психолог ДШИ №6
Оставьте комментарий!