На главную Укр
Метки:   ,

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Критическое мышление — это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности.


Люди, имеющие развитое критическое мышление,  ставят идеи и факты под сомнение, вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий.

Принципы критического мышления:

  • Ничего не принимайте на веру.
  • Учитывайте мотив поступка/позиции.
  • Проводите собственное исследование.
  • Задавайте вопросы.
  • Разбивайте большой массив информации на меньшие части.
  • Не считайте, что вы всегда правы.
  • Не бойтесь ошибаться.

 

Как же развить критическое мышление?  В этом помогут простые подсказки

I. Для начала необходимо проанализировать информацию, интерпретировать данные/ Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией. Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?

II. Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, т.к. он легко находит  логические ошибки и несоответствия в рассуждениях. Воспользуйтесь простым алгоритмом критических вопросов: а)понятен ли предмет обсуждения? б)нет ли подмены темы или умышленных переключений? в) не сужается или не расширяется ли тема? г)все ли аргументы можно назвать правдивыми? д)все ли доводы раскрыты и доказаны? е) нет ли противоречий? ё)Есть ли четкая причинно-следственная связь?

III. Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — их объяснить и обосновать своему оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления. Убеждать должны всесторонне доказанные и раскрытые доводы.

IV. Человек может в теории отлично анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения в практику и решать реальные практические кейсы. Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.

Подготовила Анастасия Алексина, практический психолог ДШИ №6



]]>twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru google.com/buzz friendfeed.com ya.ru mail.ru myspace.com rutvit.ru pikabu.ru liveinternet.ru livejournal.com blogger.com google.com yandex.ru memori.ru]]>

Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обязательно)