На главную Укр
Метки:   

Концертмейстерский отдел


Аккомпаниаторство – один из наиболее общественно значимых видов исполнительской деятельности пианиста, который обогащает фортепианную игру. Аккомпаниаторская практика стимулирует развитие навыков чтения нотного текста с листа и интервального их перемещения на различную высоту. Творческое соисполнительство служит и целью, и гарантом высокохудожественной интерпретации музыкального произведения – утверждают специалисты.

Небольшой экскурс в историю профессии позволит узнать больше о становлении искусства аккомпанемента как профессии и, надеемся, будет небезынтересным посетителям сайта.

В слове аккомпаниатор – производное  от французского глагола accompagner  (сопровождать) – отражена специфика этой важной профессии.  В процессе ее становления решающим явился В ХVIII век, когда через распахнутое Петром I окно в Европу, хлынула  информация о достижениях музыкального искусства, в Россию и, конечно, в Малороссию стали активно завозиться клавишные инструменты, включая фортепиано.

В то время при русском дворе служил видный итальянский композитор, исполнитель и педагог Винченсо Манфредини, чей «Тракт об аккомпанементе» и стал основой методики подготовки русских аккомпаниаторов. Одним из первых отечественных профессиональных концертмейстеров считается И.Е. Фомин. Яркий след в области камерно-вокального исполнительства оставил Д.Н. Кашин. Пианист и сочинитель популярных песен, собиратель русского фольклора, он, как и Фомин, работал вторым концертмейстером оперного театра.

Первые российские профессиональные композиторы становились и первыми аккомпаниаторами. А. Г. Рубинштейн, к примеру, официально служил концертмейстером при великой княгине Елене Павловне. Глинка очень любил аккомпанировать, пел сам и аккомпанировал всем, кто хотел исполнить романс или арию. Наиболее яркая фигура в огромной ныне когорте специалистов – М. А. Бихтер,  работавший как концертмейстер с Н. И. Забелой-Врубель, готовил концертные программы с Шаляпиным. Силой своего проникновения в глубь произведения, в его стиль и сущность Бихтер, прежде всего, выявлял природу его поэтических настроений. Как практик и педагог Бихтер сформулировал составляющие формирования хорошего аккомпаниатора: - аккомпанировать все и всем при любой возможности; - развивать себя неустанно умственно, эстетически и морально; - развивать интерес к чтению, к искусству, к размышлениям; - быть дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.

Известный  советский пианист-аккомпаниатор Е. М. Шендерович, определяя сущность искусства концертмейстера, сказал, что в нем «самое главное уметь вовремя повести, вовремя уступить».     

Работа концертмейстера с детьми имеет свои особенности, которые в полной мере учитывают специалисты, работающие в ДШИ №6 (большей частью они занимаются с учащимися вокального отдела, некоторые из них закреплены за хоровыми коллективами школы, ряд специалистов являются аккомпаниаторами в инструментальных классах музыкального отделения, а также на хореографическом отделении).

В первую очередь, это  проявление гибкости и повышенная степень приспособляемости в ансамбле со своим юным партнером. Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению.

Обычно работа учащегося над пьесой состоит из следующих стадий: разбор, фрагментное исполнение, исполнение подряд от начала до конца, которое предшествует концертному. Концертмейстер может включиться в работу еще на стадии разбора для решения самых различных задач.   Например, если ученик теряет контроль над интонацией, концертмейстер может подыграть звуки мелодии, а также помогает ученику справиться  с непонятным для него ритмом, дублируя на фортепиано сольную партию. У концертмейстера с учеником обязательно должны быть проигрывания в «рабочем» темпе, в которых они прислушиваются друг к другу. Иногда ученики не додерживают или сокращают длинные ноты во время пауз у фортепиано. В этих случаях полезно бывает временно заполнить такую паузу аккордами. Вообще, временное видоизменение фактуры аккомпанемента часто может помочь ученику быстрее освоить свою партию.

Для эффективности классной работы большое значение имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. Основной принцип здесь – заинтересованность  концертмейстера, которую должен чувствовать ученик. Сущность аккомпанирования юному солисту в том, чтобы помочь ему выявить свои, пусть скромные намерения, показать свое пение таким, какое оно есть на сегодняшний день. Иногда бывает, что ученик вопреки классной работе не справляется на концерте  с трудными местами и отклоняется от темпа. Концертмейстер должен неотступно следовать за учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их. Очень распространенным недостатком детского исполнения вокальных произведений является забывание текста или перепутывание местами куплетов. Концертмейстер должен быть к этому готов и знать хорошо тексты песен, чтобы иметь возможность вовремя подсказать. Стоит отметить очень важную особенность  в работе с детьми-вокалистами – это умение одновременно дышать вместе с ними, не прерывая музыкальную нить. Очень часто ребенок на концерте из-за волнения берет дыхание не в договоренном месте, а совсем в другом, к этому нужно быть готовым и стараться избегать пауз в произведении.

По мнению профессионального концертмейстера В. Чачавы, главную тайну профессии аккомпаниатор составляет любовь. Любовь, как стремление к совершенству в собственном деле, любовь, как вечная преданность музыке. Он вовсе не считает концертмейстерство скромной ролью. «На сцене нельзя быть скромным, хотя и по сей день считают, что хороший аккомпаниатор тот, кто играет не слишком громко и не мешает певцу. В дуэте пианист и вокалист непосредственно зависят друг от друга. Отодвинувшись в тень рискуешь потерять себя не только как музыканта, но и подвести партнера, потому что от мастерства аккомпаниатора в немалой степени зависят настрой, вдохновение, уверенность вокалиста в себе».

Наши концертмейстеры, отличающиеся скромностью в жизненных ситуациях, никогда не остаются в тени в процессе своей профессиональной деятельности, т.к. являются опытными специалистами, обладающими необходимыми знаниями и достаточной практикой.


Заведующая концертмейстерким отделом Кузьмина Оксана Сергеевна
 

На концертмейстерском отделе ДШИ №6 работают:

Лымарь Дарья Андреевна

Чумаченко Анна Григорьевна

Корнилова Любовь Сергеевна


НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Молодые талантливые музыканты Дмитрий Малый и Людмила Шубная - ученики известного харьковского композитора В.М. Птушкина. 30 марта 2012 года

В финале престижного междунардного конкурса, проходившего в Бельгии, - Е.Н. Василенко. 14 февраля 2012 года

Е.Н. Василенко - лауреат международного конкурса "Искусство ХХ1 века". 26 января 2012 года.


































]]>twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru google.com/buzz friendfeed.com ya.ru mail.ru myspace.com rutvit.ru pikabu.ru liveinternet.ru livejournal.com blogger.com google.com yandex.ru memori.ru]]>